Сан Диего (СД) длительное время был закрытым городом. Изобретал ли здесь местный академик Сахаров водородную бомбу или нет, мы не интересовались. Но первая авиабаза появилась в СД в год, когда царь Николай Второй открекся от престола. С тех пор военная составляющая города развивалась семимильными шагами. В настоящее время СД и, прежде всего, полуостров Коронадо, представляют собой мощный бастион защиты юго-запада США и северо-запада Мексики соответственно.

По этой ли причине или по какой-то иной, но в СД со всем почтением и уважением относятся к военным. Это проявляется на каждом шагу. Скажем, во многих заведениях общепита, расположенным ближе к военным базам, предоставляется скидка действующим армейским служащим.

Скидки на еду для военных предоставляются

Скидки на еду для военных предоставляются

На многих мероприятиях увеселительного характера (будь то концерт в театре Balboa или шоу касаток в Seaworld) принято перед началом шоу приветствовать бывших или дествущих военнослужащих продожительными аплодисментами. Ведущий шоу обязательно с пафосом в голосе просит их встать, а зрителей — поприветствовать, что все и делают без ощущений малейшего одолжения. Неудивительно, что корабль-музей USS Midway — лишь один из элементов большого паззла, демонстрирующего, как это круто — иметь отношение к армии.

Предоставим небольшую справку уважаемым читателям. USS Midway (CV-41) — самый первывй тяжелый американский авианосец, головной корабль из серии тяжелых ударных авианосцев США периода Второй мировой войны. Всего в 1943-1947 гг было спроектировано шесть авианосцев, но построено лишь три. Они не успели принять участие в боевых действиях, зато активно участвовали в послевоенных вооруженных конфликтах. Тот, о котором идет речь в статье, принимал активное участие в бомбардировках Вьетнама и даже поучаствовал в операции «Буря в пустыне». Находился в составе американского флота целых 47 лет! Выведен из состава флота 11 апреля 1992 г., а с 1998 является музеем.

CAMP FOSTER, OKINAWA, Japan ・South Vietnamese UH-1H being pushed overboard to make room for a Cessna O-1 landing. Operation Frequent Wind, the final operation in Saigon, began April 29, 1975. During a nearly constant barrage of explosions, the Marines loaded American and Vietnamese civilians, who feared for their lives, onto helicopters that brought them to waiting aircraft carriers. The Navy vessels brought them to the Philippines and eventually to Camp Pendleton, Calif. (Official U.S. Navy photo) (released)

CAMP FOSTER, OKINAWA, Japan ・South Vietnamese UH-1H being pushed overboard to make room for a Cessna O-1 landing. Operation Frequent Wind, the final operation in Saigon, began April 29, 1975. During a nearly constant barrage of explosions, the Marines loaded American and Vietnamese civilians, who feared for their lives, onto helicopters that brought them to waiting aircraft carriers. The Navy vessels brought them to the Philippines and eventually to Camp Pendleton, Calif. (Official U.S. Navy photo)

Из интересных деталей можно добавить, что именно с палубы USS Midway была запущена трофейная немецкая первая в мире баллистическая ракета дальнего действия, разработанная немецким конструктором Вернером фон Брауном и принятая на вооружение Вермахта в конце Второй мировой войны. Этот неудачный запуск состоялся в 1947 г. в рамках тестирования запуска с подвижной платформы.

Также, авианосец принимал активное участие в операции «Порывистый ветер» («Frequent Wind», операция по эвакуации американских граждан из Сайгона в 1975 году во время войны во Вьетнаме). Существуют весьма известные фотографии, да и телесъемка, где американский боевой вертолет UH-1, принадлежащий южно-вьетнамским вооруженным силам сталкивают за борт корабля, чтобы освободить место на палубе для прибывающих вертолетов с беженцами. Эта фотография считается символом поражения США во Вьетнамской войне. Так вот, этим кораблем и был USS Midway. Забегая вперед, добавим, что среди изобилия самых разных героических фотокарточек, украшающих авианосец, этой, конечно, замечено не было.

Итак, сейчас это музей, как полагается, со своим сайтом и массой всего интересного. Мы бы условно поделили все на три составных части:

  • информационно-справочная составляющая
  • техника (самолеты-вертолеты)
  • аттракционы.

Информацонно-справочные стенды представлены огромным количеством всего на свете, что имеет отношение к военной-морской авиации. Все организовано таким образом, что, зайдя в музей однажды подростком, посетитель должен выходить раз и навсегда заболевшим морской авиацией и, бросив все, поступать в военное училище. Здесь можно и посидеть в кабинах самых разных летательных аппаратов, подергать за штурвалы и рычаги, понажимать кнопки, почитать всякие технические характеристики, войти в курс дела как моряка, так и летчика.

 

Кроме того, есть и тур с гидом, который проведет вас на капитанский мостик, покажет и расскажет, приннципы работы авианосца, что и как делается, общую схему управления и много всего интересного. Другой гид на палубе расскажет, как взлетают и садятся самолеты на авианосец, все нюансы, которых миллион. В принципе, надо покупать годовой билет (annual membership), поскольку за одно посещение охватить весь объем информации просто невозможно.

 

Летательные аппараты, периодов от Второй мировой до войны в Персидском заливе — несомненная гордость музея. Их, вроде бы ни много ни мало — 29, можно долго ходить и разглядывать, в некоторые имеется доступ, можно залезть внутрь, посидеть, подумать о смысле жизни, спеть песню «Под крылом самолета…».

 

Аттракционы, за отдельную плату, позволяют побывать в симуляторе воздушного боя или виртуально полетать на разных самолетах, испытать перегрузки и атмосферу боевых вылетов разного рода.

 

Отдельным достоинством музея является то, что USS Midway — сам по себе смотровая площадка Сан Диего. Поскольку со смотровыми здесь не особо, то на верхней палубе корабля, возвыщающейся над набережной, открывается роскошный вид на бухту, на полуостров Коронадо и на даунтаун. В принципе, только ради одного вида моно приходить сюда в разное время суток (рано утром, или встречать закат) и любоваться роскошными пейзажами.

 

Работники музея, особенно экскурсоводы, судя по виду и возрасту, в подавляющем большинстве — бывшие военнослужащие, не удивлюсь, если — marines. Это заметно и по внешнему виду и по выправке и по жаргону. Возможно, это иллюзия, которая специально поддерживается для придания нужной атмосферы в музее, но выглядит все довольно серьезно и обаятельно одновременно. Сплошь и рядом звучат американские аналоги военных жаргонизмов, типа «так точно!», «разрешите доложить», «вас понял», «отставить» итп. Бывшие марины (marines) или «морские котики» водят экскурсии, отвечают на вопросы и готовы дать аудитории самую разнообразную справку. При случае обязательно спросят — из какой вы страны. Мы не стали будоражить психику дедушек, и сообщать, что мы — из страны бывшего вероятного противника (СССР). Но, конечно, заметно, что к гражданам из Восточной Европы пенсионеры-военные дышат менее ровно, чем, скажем, к китайцам, корейцам, японцам и прочим азиатам.

 

Как известно, в США, на родине маркетинга, с реальным маркетингом на потребительском рынке в наши дни все довольно скверно. Так вот, USS Midway является как раз тем самым исключением. Фактически на пустом месте из ничего сделана превосходная туристическая достопримечательность, к которой не иссякает поток туристов. Причем, в большинстве своем, туристы-посетители — это те же американцы, из других штатов. Механизм развлекательно-патриотического свойства работает на все деньги: пришел, посмотрел на технику, восхитился силой и мощью США, купил всевозможных сувениров в огромном сувенирном магазине, расположенном на корме, там же поел в кафе, нафотографировался, проникся гордостью за свою страну и ушел.


Причем, чувство гордости за США видно на лицах посетителей и считывается довольно четко. Да, несомненно, есть в стране и пацифисты-уклонисты, но нам, людям из другого полушария Земли, было заметно и трепетное отношение местных американцев к своей военной истории и к покрывшему себя военной славой почти семидесятилетнему авианосцу.

USS Midway на закате

USS Midway на закате