Когда мы ехали жить в Тайланд, монахи в оранжевых одеждах нам казались носителями замечательной буддистской философии. Наблюдать за ними изначально никто не собирался, ничего интересного в повседневном бытии монахов мы не предугадывали. Из рассказов экскурсионных гидов знали только, что каждый мужчина в Тайланде должен хоть раз в жизни уйти в монахи на какой-то хотя бы минимальный срок. Типа, как отслужить срочную службу в Советской Армии. Эдакая почетная обязанность. Разве что в Тае это вроде бы не обязанность, но крайне желательный поступок и госслужащим даже предоставляется трехмесячный оплачиваемый отпуск для возможности побыть монахом.

Мы не интересовались вопросами буддизма и наблюдения за монашеским поведением копились медленно, постепенно, складываясь из каких-то мелочей, замеченных случайным образом.

Например, каждое утро бегая по набережной в Паттайе (вдоль Джомтьена), было замечено, что далеко не все тайцы подают подаяние в виде пакета с едой во время утреннего обхода монахами своего дежурного маршрута. Те, кто подает, видимо, люди набожные — они не гнушаются встать на одно колено, или присесть на корточки, чтобы получить краткую благословенную молитву от монаха, которому дали съедобное подношение. Как правило, к категории подающих относится кто угодно, но только не многочисленная армия мото-таксистов («табуреточников») и не леди-бои («катои», они же транссексуалы). Также замечено, что местные жители не дают подношений монахам-фарангам, хотя есть и такие! И они точно также с холщовой сумкой бродят по утрам в окрестностях Джомтьена, вероятно, пытаясь собрать какие-то подаяния. Только вот тайцы к ним не горят желанием обращаться за благословениеми молитвой.

Монахи, чаще всего, обладают избыточным весом. Вообще, в Тайланде очень много гражданстрадающих ожирением. Причем, это, как правило, выходит за рамки типовой азиатской концепции о прямой зависимости между финансовым благополучием и большим весом. Тайцы очень любят «покушать», и всевозможная пищевая химия плотно входит в их рацион. А поскольку монахам принято давать по утрам (до восхода солнца) подаяние в виде еды, (и это не диетические креветки или морковь с брокколи), они вынуждены есть больше обычного.

В итоге типовой монах — это не какой-нибудь худощавый спортивного вида старец с посохом, как может показаться, насмотревшись фильмов про Шаолинь. Как правило — это толстоватый, с ленивыми сонными глазами человек, важно и слегка надменно смотрящий на окружающий мир. Возможно, у тайцев свое восрпитяие окружающей дествительности. Но если представить себе, что нам нечем было бы себя занять и захотелось бы приобщиться к буддистским ценностям в Тайланде, к типовому монаху мы бы обратились в последнюю очередь: слишком уж отсутствие «воцерковленности», набожности и одухотворенности в глазах заметно нам со стороны. Собственно, если вы будет проходить мимо какого-либо Вата, или иного места в Тайланде, где можно встретить плакаты с портретами седовласых стариков-местных церковников, обратите внимание, как они «коррелируют» с теми современными лицами, которые бродят по улицам в монашьем облачении.

Фотографировать монахов мы изначально не собирались. Это как-то само собой получилось. Неожиданно мы стали замечать, что часто встречаем монахов в местах, где, казалось бы, им особо и делать-то нечего. Ведь вот что делать действующему монаху в Зоопарке Дусит? Если он не «на службе», почему на нем надета «чивара», а если на службе, почем он гуляет в зоопарке? В конце концов, даже если у него выходной день (то есть он не на службе), значит ли это, что выходной монаху надо проводить в зоопарке, а не найти более полезное времяпровождение? Особенно с учетом того, что «в монахи» идут не то, что на всю жизнь, а на какой-то, обычно небольшой период и, таким образом, это время надо тратить с бОльшей отдачей и более эффективно, чем околачиваться в зоопарках.

Монах в зоопарке

Монах в зоопарке

 

Но гораздо более чаще монаха можно встретить на рынках или в ТЦ, где продают электронные устройства и гаджеты: моибильные телефоны, планшеты итп. В Бангкоке это МБК и особенно Пантип Плаза, как более бюджетное место. Мы неоднократно видели, как монахи важно обходят торгоые точки в поисках какого-нибудь гаджета, как они покупают планшет/телефон/ноутбук и не переставали удивляться — почему именно сюда так манит монахов, отвлекая их от каких-то более приличествующих служителю религиозного культа задач. Если быть циниычным и бездуховным, то можно было бы предположить, что монахи тратят собранные (путем подаяний) деньги на приобретение себе гаджетов. Надеюсь, это не так. А просто им, в их повседневной монашьей деятельности, не хватает современного телефона Samsung Galaxy S5 или приличного фотоаппарата за 2-3 тыс. долларов. Хотя, согласно учению Будды, у человека вообще не должно быть личных вещей.

 

Кстати, сам нынешний 87летний король Тайланда и сам недолгое время был монахом, в 1956 году. Видимо, в том числе и поэтому тайские мужчины любят ходить в монахи, ведь всенародная любовь и приверженность королю широкоизвестна. Но, в то же время, нам попадали в руки статьи, где рассказывалось о проблемах в современном тайском монашеском мире, связанных со скандалами на почве и употребления алкоголя, и развратном поведении, и в плане злоупотрбеления роскошью. Как все эти проблемы решаются — неизвестно.

Если вдруг вам случится подыскивать себе жилье в Тайланде, имейте ввиду, что наличие Вата рядом с домом означает не только возможность лицезреть симпатичные архитектурные решения и прикоснуться к таинствам буддизма. Да, Ват — это всегда красиво, особенно по вечерам, когда он подсвечен. Но в то же время, это наличие звуковых эффектов, которые, из-за регулярного применения в чрезмерном объеме, может действовать на нервы и не всегда благотворно.