О городе всякие наблюдения

Начнем с погоды. Северное полушарие, хотя и возле экватора. В ноябре здесь осень. Это выражается в том, что почти каждый день и почти всегда в одно и то же время (то есть после обеда) идут сильные, но кратковременные ливневые дожди. Когда нет дождя и небо затянуто облаками — самая благодать — уже не жарко, еще не сыро, дует прохладный ветерок, по ощущениям температура где-то не более +23/24, то есть весьма комфортная и приятная, что, повторюсь, удивительно. Ведь КЛ раположен сильно южнее Тая (Бангкока, в частности), но удушающей влажности нет. Не сильно разбираясь в географии и биологии, мы решили, что этот приятный фактор как-то связан с тем, что КЛ расположен среди небольших гор. Но 90% времени, разумеется, тут жарко.

Народу в городе очень много. И жителей, и туристов (всяких орд китайцев и прочих азиатов). Таким образом туристические места, в этой связи, посещать непросто. Очереди, столпотворение, к этому надо быть морально готовым. В отличие от Бангкока, улицы немного чище и чуть более предназначены для удобства пешеходов. Но в целом тротуары все равно узкие, автомобилисты не уступают пешеходам дорогу (не принято), кругом шум, гам, суета. Такой своеобразный азиатский колорит. Он не особо напрягает, но вот он такой, тут ничего не поделаешь. Спокойный сонный размеренный ритм города – это не про Куала Лумпур.

С другой стороны, веяния современности, по каким-то причинам добравшиеся до КЛ, имеет и свое серьезное влияние — в центре имеются весьма приличные и большие торговые центры с всемирно-известными брендами, в некоторых местах (т.е. в деловой части города) для пешеходов построены не просто надземные крытые переходы длиной в несколько километров, но они даже оборудованы кондиционерами.

 

 

Так же, как и в Бангкоке, и в Дубаи, в КЛ идет массовая стройка. Все что-то строят. Офисы, торговые центры, кондоминиумы. Кругом торчат башенные краны, ездят самосвалы. Город растет, поэтому интересно фотографировать — вдруг вернешься сюда через 5 лет, а тут уже новые сооружения, можно сравнить, что было и что стало, размышляя о бренности бытия.

Еще один момент касается уличной торговли. Возможно есть много людей, которым нравится толкаться и продираться среди снующих толп народа, между прилавками, выставленными и на проезжей части и уж всяко на тротуарах. Здесь, в КЛ с этим атрибутом, ярко процветающим в Бангкоке, все по-другому. Торговля ведется, в-основном, только в специально отведенных местах. Например, в центре КЛ есть отличная толкучка, типа нашего Черкизона, называется просто — Central Market, где можно приобрести все, начиная от брелоков и магнитиков, до, думаю, всякого запрещенного, судя по антуражу и лицам торговцев.

Также мы приметили, что желательно с уважением относиться к населению в плане одежды. Здесь не Дубаи и не висят повсеместно таблички, четко обозначающие дресс-код. Однако в городе очень много завернутых в хиджабы (или их модификации) женщин, мужское население местное тоже носит какую-то свою мусульманскую одежду. И потому, хотя табличек нет, дабы никто на тебя не косился неодобрительно, лучше одеваться скромнее.

Немного о метро. В КЛ довольно много линий и станций. С московским сравнивать смысла нет, но в целом, здесь на месте кажется, что метро – действительно большое. Ездят три вида поездов. С водилой, автоматические (без водилы) и монорельс (с водилой). Нам монорельс не понравился тем, что состав очень маленький, типа из двух небольших вагонов, а народу набивается много, в итоге приходится стоять в очень тесной близости с лицами индусской наружности, которые вообще выделяются неприятным запахом. Видимо, у индусов не принято мыться чаще раза в год.

Прочие же поезда, как правило, заполнены народом, но несильно. По загруженности в часы пик мне лично метро напомнило Москву времен Юрия Владимировича Андропова – понаехавших было мало, за тунеядство была статья, как результат — в метро было терпимо. Все остановки озвучиваются и все надписи продублированы по-английски, запутаться – сложно. Все кругом четко и ясно. Проход в метро осуществляется либо по электроной карте, которую имеет смысл приобретать, если тут постоянно живешь и регулярно пользуешься метро, либо по жетону. Местные жители носят пластиковую карту на ленточке на шее, типа как бейджик на выставке. Видимо не боятся, что кто-то подойдет и сорвет этот бейджик,т.е. карту. Мы же покупали жетоны, что тоже быстро и удобно — указываешь на экране с тач-скрином куда тебе нужно доехать, и автомат сообщает, сколько это будет стоить, засовываешь в отверстие деньги и получаешь жетон.
Турникеты – самой последней модели, работают как на вход, так и на выход. Когда входишь- просто прикладываешь к турникету, едешь по своему маршруту, а когда выходишь — просто закидываешь жетон внутрь турникета. Причем, по идее, можно хоть весь день ездить по всему метро, но выйти в город можно только там, до какой станции ты оплатил. На мой взгляд — это не самое эффективное решение (раз можно ездить хоть весь день взад-назад, но не оплачивать), но уж как есть.

Самое интересное в метро — сесть в поезд, который без водилы и едет автоматически, встать возле переднего, фронтального окна, как бы на место водителя и задумчиво озирать окрестности, когда поезд летит вперед по наземной части маршрута (а таких там много). Это ж практически получается, как Леня Дикаприо, стоя на носу Титаника, расправлял крылья/руки, несясь навстречу айсбергу.

 

В метро быстро начинаешь запоминать первые слова на малайском языке. Вообще язык у них не особо благозвучный, но зато выгодно отличается от тайского, к примеру, тем, что пишется латиницей и в английской транскрипции. Хошь-не хошь, а сразу запоминаются слова «KELUAR» /Выход, и «Рикунья» /следующая. Диктор в метро проговаривает на своем, потом — на английском «стэйшен рикунья- Бандарайя», и ты понимаешь, что он сказал «следующая станция- Бандарайя», выходишь на этой самой Банадарайе и идешь гулять в торговые ряды.

О природе

Специально ли, случайно ли, но в городе сохранилось много огромных очень красивых деревьев, напоминающих о тех непролазных джунглях, которые тут не так давно и были. Не думаю,что это системный подход по охране природе. Ни в Лаосе, ни в Тае, ни здесь незаметно, что народ в ЮВА бережно относится к потрясающему дару природы — флоре. Во всяком случае никакой особой культивации зеленых насаждений мы нигде в городе не встречали.

 

Хотя, с учетом того, что воткни в землю палку и она тут прорастет, можно было бы использовать этот ресурс в маркетинговых целях. Например, строить (разбивать?) парки, клумбы итп. Но — увы. Не принято. Природный ресурс остается невостребованным и никто не хочет немного поразмыслить и извлечь деньги из флоры. В КЛ в этом плане чуть лучше, правда, чем в Бангкоке. Тут есть и большой ботанический сад, включающий в себя несколько огромных территорий — с Парком Птиц, Парком Орхидей итп. Но о том, что было бы приятно идти по залитой палящим солнцем улице в центре города под сенью ухоженных красивых деревьев, азиаты не особо задумываются. С другой стороны, спасибо им за то, что хотя бы не все свои «вишневые сады» повырубили, при нынешних резвых темпах строительства в городе.

 

Я бы не уделял так много внимания зелени, но, во-первых, люблю природу, во-вторых, помню, как в Москве улица Горького и Калининский проспект были засажены деревьями и это симпатично выглядело плюс приносило пользу (хоть какое-то очищение воздуха и возможность гулять в тени.

Всякое разное

В городе витает ощущение безопасности. Полиции мы почти не видели. Здесь, видимо, проблемы уголовного характера решаются быстро. Во всяком случае, подозрительных личностей, агрессивно настроенных и косо на тебя смотрящих людей или какого бы то ни было проявления негатива мы не встречали, в т.ч. в ночное время суток. Сами малайцы производят впечатление вежливых культурных людей, неплохо понимают по-английски и дружелюбно готовы объяснить «как пройти в библиотеку». К персонажам арабской и индусской наружности мы не обращались.

Как пишет Википедия, более 60% населения исповедует ислам. Далее идет около 20% буддистов и лишь 6% индуистов. При этом, мы как раз оказались в КЛ накануне празднования одного из важнейших индуистских фестивалей — Дипавали (Дивали). Размах отмечания впечатлил. В торговых центрах, в метро и отелях, в магазинах – в массе общественных мест из цветного риса выкладывались затейливые рисунки, в качестве символа праздника. Несмотря на то, что Дивали считается «Фестивалем огней» , символизирует победу добра над злом, и поэтому везде принято зажигать свечи, фонарики, наиболее зрелищными были именно эти картины, выложенные из цветного риса. После того, как праздник завершился, картины из риса полежали еще пару дней и затем их все смели швабрами уборщики- как будто ничего и не было.

 

Пара слов о европейцах. Туристов здесь много. На первый взгляд вполне сопоставимо с Бангкоком, однако соотечественников — значительно меньше. Так что если кто приехал в КЛ и ему вдруг страстно захотелось поесть пельменей с борщом, под песни из репертуара радио Шансон, то такую точку общепита придется долго искать. Здесь, в КЛ, это вам не Паттайя и не Пхукет. Ну и поскольку русских очень мало, нет, соответственно и русских турагентств, надписей на нашем языке, и вообще создается иллюзия изолированности от Родины — особенно на контрасте с Таем, где нашего брата чудовищно много. Из прочих туристов много китайцев. Здесь, в Азии, китайцы, по-моему, уже давно заменили японцев. Ну то есть, японцев в КЛ практически не встретишь — во всяком случае, такими большими толпами, как это случается в той же Москве, или где-то в Европе. Видимо, японцы не особенно любят посещать страны ЮВА, им подавай другие уголки планеты. Еще раз повторюсь, что это наши наблюдения, не более.

Про достопримечательности в лице башен «Петронас»: надо заметить, что если имеется выбор — куда ехать в первую очередь — в Дубаи или в КЛ, то сначала надо ехать все же именно в КЛ. Дело в том, что Петронасы строились до Бурж-аль-Араба, который в Дубаях. Поэтому они, конечно, впечатляют, но поскольку Дубайская высотка совсем свежепостроенная, то она и выше, и впечатляет больше и вообще выглядит посовременней. Петронасы уступают высотке в Дубаи несильно, но все же лучше сначала смотреть именно Петронасы, а уже потом – Бурж-аль-Араб.

 

В целом же, по большому счету, обе достопримечательности одинаково солидны и великолепны. Петронасы, разумеется, видно из любой точки города. Так же, как и телебашню, благо, что все это расположено в одной, центральной части города. В первый же день приезда, мы пошли к этим башням. Вышли из отеля и выдвинулись вперед, держа курс на Петронасы. Но, как ни странно, город устроен так, что по прямой почти никуда дойти не получается. Дороги наслаиваются одна на другую. Тут путь перерезает хайвей, там- непролазные трущобы, там — бетонный забор или железная дорога. Одним словом, путь в 3-4 км, оказался длинным, извилистым и вынужденно пролегал через самые разнообразные и даже полутрущобные места в городе. Вот уж, действительно, город контрастов. Рядом соседствуют и приличные дома, и облезлые лачуги, и просто всякое безликое жилье, типа наших хрущоб. Есть какие-то кварталы, где вообще можно идти минут 15 и не встретить ни одного европейского лица, что весьма впечатляет, ибо в Бангкоке тьма тьмущая и фарангов (европейцев) вообще и соотечественников в частности.