4 июля — самый главный американский праздник. Он, на наш взгляд, даже важнее, чем Рождество. Потому что масштаб массовых гуляний в ожидании бесплатных развлечений потрясает воображение. Мы решили отметить 4 июля в едином порыве слившись с американским народом для просмотра главного бесплатного события — праздничного салюта. В Сан Диего, и, возможно, в других морских городах США, он именуется как Big Bay Boom, («3В»).

Ожидание салюта — это такое же событие, как и собственно салют. Народ к нему готовится основательно. Запасает складные стулья, кресла, одеяла, покрывала, подстилки, корзины и пластиковые ящики для еды и питья (см. «пикник»). Некоторые запасают даже туристические палатки.
Салют в Сан Диего обычно проходит в нескольких местах. Неудивительно, что одно из этих мест — центр города, т.е. даунтаун. Те, кто хочет посмотреть салют в центре, едут в Seaport Village (частный квартал досуга и развлечений на набережной). Есть мнение, что в этом году народ начал подтягиваться к набережной с самого утра, чтобы занять самые лучшие места для просмотра. Мы же пришли к 20 ч. Количество людей можно без преувеличения описать поговоркой «яблоку негде упасть». Граждане заняли все обычно пустующие газоны, уютно расположились на парапетах. Тем, кому не хватило места, садились прямо на прохужю пешеходную часть (sidewalk). Некоторые особо предприимчивые (из числа русскоговорящих) пробирались даже на прибрежные камни, что в принципе не разрешено.

Отдельно следует сказать, что салют привлек не только и не столько местное население, сколько — гостей Сан Диего, радостно отмечающих светлый праздник Рамадан. Поскольку время было после восьми вечера, граждане арабской национальности активно вкушали еду и напитки, в т.ч. и алкогольные. Местные граждане в прилюдном употреблении алкоголя замечены не были, конечно, кроме тех, кто сидел в ресторанах и на уличных верандах.
В целом, взрослый контингет, собравшийся на салют, был весел, доброжелателен, спокоен и умиротворен. Ни одного конфликта или очага напряженности замечено нами не было. Вероятно поэтому, отсутствие полиции было вполне оправдано. Беспокойство проявляли лишь маленькие дети несознательного возраста, которые не совсем понимали, куда и зачем их привезли родители. Родители же, в свою очередь, активно развлекали детишек разной блестящей, трещащей и сверкающей сувенирной продукцией, которую активно всем предлагали купить предприимчивые мексиканцы. К некоторому удивлению, среди сувенирки почти отсутствовали тематические товары.

Особые патриоты приходили подготовленными — в шапке-цилиндре формата «дядя Сэм», в аналогичном сюртуке, а также в футболках/шортах цвета американского флага.

Нельзя не сказать о еде. Увидев большое кол-во понаехавших траков с очередями за бурито, тако и бургерами мы даже усомнились в том, что пальма первенства любителей много и часто покушать принадлежит тайцам.

Насмотревшись на салюты в ЮВА, мы решили, что нас будет сложно чем-то удивить и потому решили просто погулять в толпе и посмотреть на людей. Увидели многое: и как гламурные девушки в миниюбках и при макияже расселись прямо на тротуаре, и как энтузиаст бард-любитель распевал народные американские блюзы, а народ радостно подпевал. Как подростки залезли на дерево нанабережной, что наверняка в обычное время запрещено законом (protect environment!). Количество сэлфи, сделанных даже в период ожидания салюта поаражло воображение. Что уж говорить о сэлфи во время салюта!

Салют же, тем временем, начался ровно в 21ч. Охарактеризовать его можно так: салют оказался шикарным! Было видно, что за полчаса стрельбы фейерверками в небо выпустили наверное несколько десятков, а тои сотен тысяч долларов. Даже местные жители поражались тому, как долго шел салют. На финальных салютных аккордах толпа рукоплескала и скандировала «Happy 4th!», а потом также дружно и организованно рванула к своим тачкам. Остается только догадываться, какие пробки начались около 22ч на выезде из центра города.

Нам же праздник понравился. Мы посмотрели на народ, на салют, где-то даже почувствовали праздничный дух. Хотя заезжему европейскому туристу прочувствовать дух «4го июля» было трудновато, так как собственно город никак не был украшен. Центральные улицы Сан Диего пестрели рекламой грядещй выставка КомикКон, а отнюдь не патриотическими плакатами.