Каждый класс, как уже было сказано, включает 15 человек. Думается, что это обусловлено не столько заботой о студентах, а недостаточно большими площадями помещений. Рабочим местом студента является стул с маленьким откидным столиком, на котором помещается учебник и с трудом что-либо еще, например, чашка кофе, тетрадка. Некоторые столики на стульях могут быть расшатаны, поэтому напитки всегда следует ставить аккуратно.

Каждый класс оборудован компьютером (рабочая станция с ОС Windows), смартбордом и проектором. Скорость работы компьютера удивительным образом сильно зависит от частоты его использования и от компьютерной грамотности учителя. Бывает, что у одного учителя компьютер работает быстро и не зависает, не требует дополнительных установок софта. А бывает и наоборот: обязательные презагрузки, регулярные зависания и требования установтиь для Internet Explorer какое-нибудь программное обеспечение. Все это отъедает драгоценные минуты от собственно образовательного процесса, к которому мы сейчас плавно перейдем.

Общая структура образовательного процесса у всех учителей примерно одинакова. Так требует стандарт школы. А именно: перед началом занятия учитель должен ознакомить учащихся с планом работы на сегодняшний день. Далее идет т.н. разогрев («warm up»). Этот процесс сильно зависит от личности учителя. Общий смысл заключается в том, что студенты должны 1) с учителем и 2) друг с другом поговорить на простые темы. Например: что делал вчера вечером, что ел на ужин, как провел выходные, какой фильм посмотрел итд.

Далее следует занятие по учебнику, до перерыва. После перерыва также наличествует непродолжительный warm up на свободную тему. После этого — опять учебник, до конца занятия, который перемежается с различного вида activities. Количество и качество activities сильно зависят от личности учителя.

Activities (учебные упражнения, УУ) — это отдельная большая и больная тема. Для некоторых учителей УУ — дополнительная возможность сделать урок более интересным, оставаясь при этом в общей теме урока. Для других учителей — это способ приятно и весело провести время (при этом мнения учителя и студентов иногда расходятся), не уделяя достаточно внимания основной теме текущего параграфа.

Примером хороших УУ является игра на запоминание имен, особенно когда в классе много всяких имен, типа Мухаммед, Руфайда, Фажд, Фахад. Вариантов этой игры много, вот один из них: Студент должен бросить мячик однокласснику, сформулировав какое-либо вопрос или утверждение и правильно назвав его имя («Алексия любит пить водку»). Алексия, поймавшая мяч, должна это подтвердить или опровергнуть и, в свою очередь, выбрать следующую жертву, придумав радикально новое утверждение или вопрос. Таким образом, к концу игры должны быть охвачены все студенты и их имена уже не являются чем-то непонятным и неизвестным.

Еще одним примером серьезного УУ является следующее. Студент придумывает 5 вопросов на заданную тему и уходит в соседний класс проводить соцопрос. Иногда это сопровождатеся тем, что студенты из соседнего класса элементарно не понимают твоих вопросов и до них нужно достучаться, применяя все свое англоязычное красноречие. По итогам проведенного студентом соцопроса, студент подводит итоги в письменной или устной форме, с использованием грамматики и словаря из текущей темы учебника. Данные итоги докладываются учителю, что обусловливает обратную связь (есть ли ошибки и какие).

Примеров плохих УУ немало. Под плохими УУ подразумеваются те, которые, на наш взгляд, не мотивируют студента на использование развернутого английского языка. К таковым относятся контактные УУ. Это когда с закрытыми глазами надо переплетаться руками и вытягивать какие-то веревочки. Где тут упражнение в английском — до сих пор загадка. Вероятно, целью учителя является сближение студентов. Хотя о каком контактном сближении может идти речь, когда у некоторых культур (напр. Сауди Арабия) прикосновения чужих людей является недозволительным.

Есть много примеров УУ с недостаточной эффективностью, то есть довольно спорных. Например: ты получаешь от учителя какой-либо вопрос, написанный на бумажке (и который может не иметь никакого отношения к теме урока и быть весьма идиотским) и далее следует mingle: ты начинаешь задавать этот вопрос одноклассникам, которые не сидят на месте, а ходят по классу. Получив ответ, партнер задает тебе свой вопрос (полученный от учителя). Таким образом вы отмениваетесь вопросами и ответами и далее ищете другого партнера, для повторения процедуры. Время данного УУ официально не лимитировано. После завершения УУ не происходит подведения итогов. Казалось бы, что мешает каждому студенту, оставаясь на месте, громко задавать вопрос двум-трем выбраным студентам и получать ответы, которые учитель мог бы корректировать на предмет произношения и грамматики. Или уж, во всяком случае, после так называемого mingle каждый студент в устной или письменной форме делал бы выводы о полученных ответах для получения обратной связи от учителя. Но этого не происходит. Смысл этого УУ, вероятно, таится в желании учителя протянуть время урока.Также нужно сказать, что многие студенты с откровенной неприязнью относятся к подобного вида УУ и иногда выполняют его совершенно формально.

Говоря об образовательном процессе, нельзя не сказать пару слов о перерыве. За 20 мин. среднестатисчтический студент успевает сходить за чашкой кофе, перекурить, перетереть с друзьями. Кофе можно купить в магазине «7-11» или на минус первом этаже в кафетерии. Кофе в «7-11» — дешевое, но мерзкое пойло. В кафетерии порция меньше, стоит в два раз дороже, но варят кофе лично при тебе. Покурить можно в двух местах: на улице и в патио, которое расположено на 8 этаже. Ну улице курить надо осторожно, так как законом запрещено курить рядом со зданием. Студентов нашей школы эти закон не останавливает. Курить в патио более приятно ввиду наличия сидячих мест. Как правило курение происходит одновременно с перетиранием с друзьями и поэтому, как следствие, многие опаздывают к началу урока.

Когда учителю особенно надоедает эта ситуация, вторая часть занятия может начаться без warm up, а сразу с важной части. Не думаю, что подобная тактика эффективна: заинтресованные студенты всегда на месте в урочное время.

Неотъемлемым атрибутом учебного процесса является выпускной («graduation»), который проходит каждую пятницу, отъедая 25 учебных минут от утренних занятий. Для вечерней группы выпускной не предусмотрен. Обычно он происходит так.

За 25 минут до окончания урока студенты, учителя, завучи спускатся в патио, оккупируя примерно треть территории патио. Ведущим мероприятия обычно является завуч (Marcia). Она с большим энтузиазмом приветствует всех словами «TGIF!». Далее следует вступительное слово о том, как ей жаль расставаться со всеми выпускающимися студентами. Потом предоставляется слово каждому учителю, из группы которого выпаскается студент. Учитель может использовать свою минуту славы креативно, а может просто пригласить студентов выйти к публике.

После чего каждый студент-выпускник может сказать свою небольшую речь, в то время как друзья его фотографируют. На нашей памяти самая длинная речь случилась у студентки из Чехии, но поверку оказавшейся гражданкой из Украины. Речь длилась добрых пять минут, учителя дружно зевали в ладошку. На второй минуте уважаемая публика закурила, ибо имела право.

И как вишенка на торте, на выпускном происходит объявление студента недели. Студент недели выбирается «внезапно». То есть не нужно иметь никаких серьезных заслуг для того, чтобы стать таковым. В очередь на это звание стоят прежде всего не студенты, а классы. Если в эту пятницу был выбран студент недели из класса Джессики, то в следующую пятницу будет выбран студент из очередного класса (например, Эллиота), но уже никакак не из класса Джессики. Ибо очередь ее класса теперь наступит нескоро, а точнее — когда пройдут все прочие классы.

В награду за великую честь студент получает распечатанный на ч/б принтере (спасибо, что не матричном!) сертификат на простой бумаге и простой карандаш с логотипом школы. Завершая тему, скажу, что награда нашла героя в моем лице лишь один раз за весь год, несмотря на отличную посещаемость и, как минимум, приличную успеваемость.