До приезда в США мы полагали, что американцы — народ экономный, расчетливый, хозяйственный и внимательно следит за каждым центом. Реалии показали, что ситуация, как обычно, более сложная и интересная.

Да, действительно, белые американцы (с неграми и мексами особо не довелось тесно общаться) привыкли считать деньги. Упрощенно это выглядит примерно следующим образом: все что касается отдыха и развлечений, должно быть бесплатно, а платить можно только за общепит. Уточним, что жители Сан Диего любят «покушать».

Готовить дома не очень принято, деловые и семейные завтраки, обеды и ужины в кафе — это часть культуры американцев, «part of culture». И здесь не принято экономить. Не сказать, что чаевые льются рекой и за столиком кафе спускаются состояния. Но для американца ходить в кафе значит гораздо больше, чем для русского. Следует обратить внимание, что рестораны стоят особняком в этой ситуации. Как правило, ресторан — это то заведение, где счет на одного человека составляет от 100 долл, то есть довольно много по американским меркам. Поэтому в ресторан ходят гораздо реже. Но сидеть в кафе — это святое.

Помимо отсутствия экономии на питании в кафе, не принято экономить на еде и продуктах питания в принципе. Считается нормальным заехать на машине купить помидоров в недешевый супермаркет Jimbo`s (аналог нашей «Глобус Гурмэ») в Торговом Центре, в то время как те же мексиканские помидоры будут стоить значительно (раза в 2) дешевле в Smart&Final (аналог нашей «Пятерочка»). Также считается нормальным покупать нарезанные, готовые салаты в супермаркете, лишь бы не резать и не готовить самому дома. Про разумную экономию на покупке продуктов думать не принято.

Отдых, развлечения, поездки и походы куда-либо представляют собой совершенно иное с точки зрения экономии средств. Именно здесь начинается скрупулезный подсчет каждого доллара и остро проявляется желание поменьше тратить и экономить на всем, дло чего можно дотянуться.
Некоторые американцы не стесняются заявлять во всеуслышание: «я люблю отдыхать бесплатно» и «у меня есть куда потратить деньги». За последней фразой, как правило, скрывается желание тратить деньги на свое хобби. Причем, в формате современных тенденций общества потребления. Например, если человек занимается в свободное время скалолазанием, то он хочет тратить лишние деньги не на музей, а на приобретение самых лучших, самых модных аксессуаров (например, ботинок), которые требует данное хобби. Или, например, если хобби — фотографирование, значит надо потратить деньги не на музей, а на самый лучший рюкзак для ношения фотоаппаратуры.

Сложно упрекать американцев в желании отдыхать бесплатно. Ведь действительно, в Сан Диего за все нужно платить. Если случаются какие-либо оказии с бесплатными вариантами отдыха, кроме как пешком пройтись по набережной или по Бальбоа Парку, то это дорогого стоит. В этой ситуации любая скидка даже на 1-2 доллара считается значимым фактором, коренным образом влияющим на решение о покупке (билета, например, в музей). Чтобы получить эту скидку, граждане вырезают из газет купоны, заказывают билеты через интернет, ведут переговоры по телефону, чтобы договориться о скидке. Одним словом, напрягаются ради экономии двух долларов и не стесняются этого. В качестве примера типового подхода к экономии приведем реальный случай, который нам, русским, показался необычным.

Итак, американская семья белых людей, в возрасте примерно 45 лет, сыну через два месяца исполнится 9 лет. Семья принадлежит к среднему классу. Жена — учитель английского в ESL школе, живут в Сан Диего. Муж пытается создать свой бизнес по катанию туристов на собственной небольшой яхте. Сынулька хочет на день рождения айфон, для того, чтобы фотографировать домашнего кота и выкладывать карточки в Инстаграмм. Мама ему отказала в этой недешевой покупке, мотивируя тем, что в этом возрасте рано иметь аккаунт в соц.сети. Как раз так случилось, что мамаше подарили купоны для 2х бесплатных детей при покупке двух взрослых билетов в Леголэнд здесь и сейчас, то есть за два(!) месяца до дня рожения сына. Билет туда стоит 82 долл для ребенка и 88 для взрослого, но с купонами выходило значительно дешевле: получается, что целых двое детей (мальчик и его приятель) проходят бесплатно. Экономия составляет 82*2=164 долл! Это и было для родителей ключевой точкой принятия решения о покупке. Без купонов на скидку, никакие билеты не были бы приобретены.

Таким образом вместо айфона мама предложила сынульке на выбор: либо какой-то иной вещественный подарок (а не айфон) в собственно день рождения, либо поездка в Леголэнд за два месяца до дня рожения. Ребенок, принимая непростое для себя решение, выбрал Леголэнд. Таким образом он получил в подарок поездку в это замечательное место за 2 месяца до своего ДР и остался без каких бы то ни было прочих вещественных подарков в сам день рождения.